Отдохни.WOOD.RU
О лесе: Поклонения древних деревьям
У нас сегодня
19/04/2019
WOOD.RU Интернет-форумы лесной отрасли для торговли и общения WOOD.RU
Про лес
Литература
Искусство
Игры
Истории
Картинки
Фотографии
Обои
Анекдоты
Тосты
Сны
Афоризмы
Мудрость
Особенное
Гостевая
Ссылки
О сервере

Реклама на портале WOOD.RU


 

Истоки поклонения деревьям идут из далекой от нас эпохи - за 20 тысяч лет назад, а возможно, и еще раньше. В ту пору дерево шло на изготовление оружия, постройку жилищ, топливо; кора и листья использовались для одежды. Помимо древесных плодов, люди в Европе ели еще и желуди, заболонь березы и сосны, цветочные почки пихты и других деревьев, пили березовый и кленовый соки. Этнографы XIX в. свидетельствуют необычайно важное для древних людей значение деревьев, явившееся предпосылкой к возникновению у наших предков соответствующего культа.

Рост дерева, его быстрое развитие весной, увядание осенью и зимой давали первобытному человеку основание считать его живым существом, способным ощущать боль, плакать и даже мстить. При рубке деревьев старались умилостивить их мстительных духов. Африканские дровосеки сначала "кормили" дерево - наливали на землю немного пальмового масла - и лишь потом дотрагивались до него топором. Даже в начале нашего века тунгусы верили, что дереву больно, когда его рубят, и от боли оно может плакать.

В Белоруссии считали мстительной рябину: кто ее сломит или срубит, тот скоро умрет сам или же в его доме будет мертвец. Белорусы прежде верили, что есть такие деревья, которые рубить небезопасно: как ни берегись, оно тебя придавит. Не советовали рубить скрипучее дерево, ибо в нем мучается человеческая душа; срубивший такое дерево может поплатиться увечьем или своей жизнью. Скрипучее дерево не годилось на постройку дома; считали, что жители его будут беспричинно кашлять. Если дерево с наростом - у жильцов появятся колтуны и нарывы; будь оно со снятой корою - станет скот падать; ежели дерево сухое - люди заболеют "сухотами", т.е. чахоткой; из-за одного буреломного дерева буря строение разрушит. Всем казалось, что вместе с деревом в дом переселится и его дух.

Поляки не употребляли на постройку деревья, поврежденные молнией, а также сосну, у которой был средний сук ("громница"), направленный вертикально вверх. Особенно избегали деревьев, имеющих круглый сук, после выпадения которого остается скошенное отверстие; этот сук будто бы предвещает смерть.

У всех восточных славян запрещалось рубить на постройку осину; в некоторых местах у русских такой же запрет налагался на ель. Грушу и яблоню запрещали срубать белорусы и чеченцы. Поляки поступали точно так же и мотивировали это тем, что срубленное плодовое дерево плачет, и этот плач падет на того, кто срубил это дерево, и поэтому он должен умереть.

В древности народ коми верил, что бывают "прокудливые" - злые, необузданные, вредоносные березы. Он же считал несчастливыми в постройках все те деревья, которые завились слоями против солнца. У бурят было поверье, что в постройку может затесаться "дерево с огнем" - оно дает много тепла, но от него всегда неожиданно может случиться пожар. А малайцам известны деревья, в которых обитают злые духи...

О поклонении лесу, дубам и елям, как священным деревьям, в которых обитают духи - хранители всего живого у древних германцев, впервые упоминает историк и писатель Древнего Рима Тацит.

Весной эти древесные духи, по прежним поверьям, пробуждались и поэтому вместе с зелеными ветвями так называемого "майского дерева" людьми приносились в дом. Отголоски далекой древности дошли и до наших дней в религиозном празднике Троицы. Зеленая ветка считается символом жизни дома.

Празднование Нового года в древности во многих странах приходилось на весну и поэтому праздник протекал у "майского дерева". Когда же Новый год согласно Юлианскому календарю был перенесен на конец декабря, обрядовое "майское дерево" заменили елкой.

В Западной Европе сохранились верования о происхождении людей от деревьев и о том, что человек иногда мог поместить в дерево на хранение свою душу. В Эдде (древнем скандинавском эпосе) говорится о происхождении первых людей из ясеня и вяза. Древнее германское предание гласит, что языческие боги германцев Один, Гэнир и Лодр встретили однажды на своем пути два дерева - ясень и вяз. Один дал этим деревьям дыхание, Гэнир - душу, а Лодр - румянец и теплоту. Так появились первые люди - предки всего человечества. Поэтому у древних германцев почитался ясень; они также считали, что лыком вяза можно связать черта.

Древние эллины называли дубы первыми матерями.

Деревья воспринимались не только как родоначальники, но и как духи - покровители группы людей - клана, рода, а позже - семьи и отдельных ее членов.

Полинезийцы при рождении сына сажали кокосовое дерево, сучья которого потом служили для счета его лет. Папуасы связывали жизнь новорожденного с деревом и верили, что если дерево срубить, то этот человек тотчас же умрет.

Обычаи, близкие этим, сохранились также и у европейцев: в честь рождения мальчика в Германии сажали яблоню, а девочки - грушу и надеялись, что судьбы дерева и ребенка окажутся одинаковыми. Существовали поверья и о том, что у каждого человека есть дерево-двойник, которое при порубке его этим человеком заговорит человеческим голосом и станет истекать кровью. Срубленное, оно обладает чудодейственной силой: если сделать из него стол, он никогда не оскудеет съестными припасами; ежели лыжи - то при одной мысли о путешествии они перенесут мечтателя куда угодно...

Много существует древних поверий, легенд и сказаний, посвященных деревьям. Но лучшее, что следует в продолжение к сказанному, - это прогулка в лес, где есть возможность прислушаться к тихому шелесту листьев деревьев. И если удастся понять, о чем они говорят, охватит ощущение редкого счастья. Тогда словами Адама Мицкевича можно будет сказать: "Здесь повесть чудную, предание веков, мне дуб рассказывал, челом разрезав тучи...".

И. Зайцев,
"Лесная газета"
 
Свеженькое
(за 7 суток):

ничего нет...


 
Рейтинг@Mail.ru
Информационная система WOOD.RU
SpyLOG
 

 
Посетите также WWW.SIBWEB.RU
 
HotLog
 
Copyright © Siberian Web | WOOD.RU