Отдохни.WOOD.RU
О лесе: "Лес соблюсти - себя обрести"
У нас сегодня
22/04/2019
LPK.ru Интернет-форумы лесной отрасли для торговли и общения LPK.ru
Про лес
Литература
Искусство
Игры
Истории
Картинки
Фотографии
Обои
Анекдоты
Тосты
Сны
Афоризмы
Мудрость
Особенное
Гостевая
Ссылки
О сервере

Реклама на портале WOOD.RU


 

Определяйте значение слов, и вы избавите мир от половины заблуждений.
Рене Декарт.

Любители позащищать природу, впрочем, и давно остепенившиеся госслужащие на высоких должностях, не придают никакого значения тому, что человек на две трети - из лесного духа (по-научному, из кислорода). Обычно речь идет о том, сколько в человеке воды. Как в огурце. О кислороде смотрите "Химическую энциклопедию", М.,1990 г., изд. "Сов. энциклопедия". т. 2, с. 387.

И еще не менее существенный факт. Для дыхания нам более угоден лесной кислород. Между тем его поставщик - лес - исчезает со скоростью более 20 га в минуту (ЮНЕСКО), или по одному проценту в год. Леса на нашей планете осталось всего-навсего 30 процентов, из-за чего кислородный дисбаланс в атмосфере уже давно превышает 10 млрд. тонн ежегодно. (Вестник АН СССР, 1971 г., №7, с.с. 51-64).

Чем будем дышать? - вот какая проблема возникла для всего человечества, как бы между прочим удостоверяющая, что лес действительно главный средообразующий фактор: увлажнаяет воздух за два Мировых океана, наращивает питательный слой почвы, защищает хлебные поля, снабжает нас не только лучшим (ионизированным) кислородом, антибиотиками, частицами витаминов, а также избавляет от углекислого газа - виновника парникового эффекта. В этих обстоятельствах издание книги этико-экологической публицистики "Живи" писателя Льва Черепанова как нельзя кстати, поскольку она излагает в сюжетах новое мышление о лесе, притом методически очень доходчиво, конкретно - на фольклорной основе, дает четкий ответ на вопрос, зачем нужно беречь лес каждому отдельно взятому человеку.

"Живи", обращаясь к ощущениям и чувствам, доказательно, со ссылками на научные источники утверждает, что нет границы между человеком с его нуждами и, в частности, с лесом, все люди - по-прежнему древляне, как во время создания Киевским летописцем. Нестором знаменитой "Повести временных лет". И не имеет значения, где они нынче живут - на каком континенте.

Живые деревья по-прежнему связывают всех людей воедино, причем не различая, у кого какой цвет кожи. Лесная коммуна существует, в чем можно удостовереться объективно и субъективно, подвергая анализу личные восприятия бытия. Память о прошлом - неистребима, она в наших генах.

Для краткого знакомства с содержанием лингвистической части "Живи", обеспеченной поддержкой Института леса, здесь взяты сделанные для "леснины" авторские заготовки без пренебрежения народной этимологией. Что не требует дополнительных доказательств? То, что в воззрениях восточныъ славян не было разделительной черты между всем, что прирождается, и человеком; у них, как у превосходивших нас разумом, исповедовался биоценоз, а отношение к природе соответствовало современным принципам коэволюции и ноосферы.

Совершим путешествие на восточно-славянскую равнину к обитателям укрытий среди древ - к древлянам. Кем виделись им деревья? Их предками. За доказательствами ходить далеко не надо. На Руси жена называлась (от слова "дерево") дер-жавой, на Украине и в Белоруссии жены поныне - др-ужины. Особы надежные, благие, на них в судьбоносный час можно опереться. Слово "муж" произошло от того же корня в слове "мудрость". В этом случае выражается то же самый биоценоз, но шире. В связи с понятиями нравственности.

За что принимали наши предшественники ветви деревьев? За протянутые к ним руки. И для чего? Чтобы ощитить своих чад (людей) в зной - от палящих лучей солнца, а в ненастье - от дождя. На языке того времени - приветить. Приблизить к своему стволу под ветви. И что вошло в обычай? Так же, как дерево, творить добро людям. При встрече давать им ветвь-оберегу. Сначала - заготовленную впрок, а позже - толко в отглагольном существительном с приближающей приставкой, в привете. Если кто удостаивался ветви благородного лавра, то он, само собой, считался лавриатом, а с течением лет - лауреатом. И никто не усматривал в этикетном приветствии никакого намека на фамильярность. Точно так же, как нынче никто не слышит в слове "привет" напоминания о том, что мы остаемся древлянами; стыдно походить на Иванов, не помнящих своего родства.

Здравствуй

В средних школах учат, что корнем "здравствуйте" является "здрав" (здоровье).

Ниже его напишем то, что для людей превыше всего: "счастье". По школьным правилам в нем допустимо считать корнем "часть". Но - чего? Жизни, разумеется. Плохой? Напротив, хорошей. Только вот что позволяет утверждать это?

В "счастье" осталась неиспользованной нами приставка "с". Следовательно, она придала корню "хорошесть". (Фасмер М. Этимологический словарь русского языка, т. 2. М., 1986 г., с. 90). Праславянское слово сьдорвъ означало появление чего-то "из хорошего дерева".

К сожалению, никакая жизнь не дается вечно. Напишем под "счастьем" - "смерть".

В смерти корень "мер". А что впереди него? Та же самая "хорошащяя" приставка - "с"!..

Но может ли быть смерть хорошей? А как же! У меня на родине, в деревне Картухай, что под Верхоленском, и поныне смерть в полагающийся срок пожилые люди называют завидной: "он (имярек) умер своей смертью". По-научному, в конце биологического цикла - не в результате стечения роковых обстоятельств. Если еще и на миру (на людях), то такая смерть без всякого - красна.

Убедясь, насколько могущественна приставка "с" (она даже наимрачнейшее слово переворачивает на обратную сторону), всмотримся - что же возглавляет слово "здравствуйте", разве не та же приставка "с"? Да, она. Только озвонченная предшествующей согласной "д" (после выпадения из съдравствуй "Ъ").

Отделим ее. И что увидим в корне? На древнерусском - драв, на современном русском - дерево.

"Здравствуйте" - глагол повелительного наклонения...

Что же повелеваем мы, когда произносим "здравствуйте"? Сделаться (быть) хорошим деревом. Иначе - под стать своему предку. Именно - дереву. Как физически, так и нравственно. Не суетиться. Жить сразу набело. Не искать чьего-то снисхождения, покровительства или признания. Не сетовать на свою судьбу. Перед лихолетьем - укреплять себя, свой характер - сужать расстояния между годовыми кольцами, чтобы не сломаться. А перед кончиной - не падать ни перед кем на колени, умереть достойно. Стоя.

Рай

"В древности дождевые тучи (на Руси. - Л.Ч.) уподоблялись деревьям-великанам, ветви которых обращены вниз, к земле, а корни до третьего неба" (вверх. - Л.Ч.), (Афанасьев А.Н. Народ - художник, М., Сов. Россия, 1986 г., с. 170). На болотную иву русичи говорили: райда. рай-деревом были сирень, пахучий тополь-осокорь... Край означал лес, вероятно, вблизи или малый. В Польше поныне есть райгруд (райгород). Именно там, среди наместников небесных деревьев (обобщенно - раин), и находился рай без какого-либо сокасания с мистикой.

Еще когда было замечено, что каждая ветвь источала особенный запах. Или - дух. А главная часть духа, не имеющая запаха, как будто отсутствовала. Хотя она-то как раз и имела все основания называться духом, притом без низведения до заурядного газа, существовавшего вроде бы с единственным назначением из области низменных занятий - кислоты родить. Быть кисло-родом.

Нередко нашим сородичам-естествоиспытателям случалось наблюдать горящую после сухой грозы вершину дерева, чаще - дуба. Дым совершал видимое вознесение, да к тому же - о, чудо! - ничем не помогая себе. Без крыльев.

Это перемещение духа, как птицы, понадобилось выразить в слове. Тот, кто отличался конструктивным мышлением, от вознесения оторвал начало - воз, приставил его к духу и затем произнес на пробу:

- Воз-дух... Воздух. Ишь, какое получилось слово!..

А что ухватили умом наиболее "смысленые"? От горящей ветви исходит нечистый дух, попросту, с раздражающими продуктами горения, от живой - чистый. Подставили люди раскрытые рты под ток чистого духа, втянули его в себя - и одухотворились. Наполнили себя духом. Приобрели производную от слова "дух" - душу. И начали считать себя душой населения.

Пора бы и нам увидеть дерево без упрощений. Что оно такое? То, что сотворяет чудо. Поглащая его дух, мы познаем настоящее наслаждение. Становимся людьми в духе. Цельными. Обретаем себя. Только взглянем на дерево, так нашим перенапряженным глазам всегда легчает. Порой не бывает и малой охоты взглянуть на него? А дерево постарается по-родительски не заметить это, его колебания в диапазоне зеленого цвета будут врачующе воздействовать на рецепторы нашей кожи, из-за чего мы узреем все вокруг гораздо лучше, ко всему, больше различим цветовых оттенков... Как прозреем!

И еще что испытаем на себе? У нас улучшится слух!

Возле живого дерева, испускающего весь набор необходимых нам даров (от слова "дерево"), не исключая, напомню, кислород - дух высшей пробы (в возбужденном состоянии), в нашей крови уменьшится избыток сахара, что раньше здоровых почувствуют больные-диабетчики. Изойдет на нет также лишний фосфор, с ним - прочие отягощающие нас шлаки. Возрастет количество гемоглобина. Увеличится боевитость лейкоцитов, чья роль - бороться с врагами-вирусами. Станет нормальной температура тела, упорядочится давление крови. Словом, подтвердится, что при живом дереве жить - здоровым быть. По русской пословице.

А что произойдет в общем? Мы, освободясь от чуть не на смерть убивавших нас хворей, воскреснем, как из почти что мертвых.

Между прочим, в слове "воскреснем" - корень "дерева", только из другого диалекта (крас). Так что воскресение следует принять за акт одревеснивания. Уподобления дереву, ясно, что всегда здоровому.

Вам хочется узнать, способно ли дерево содеять такое чудо - увеличить у нас интеллект?

Слово - науке. Среди леса у нас усиливаются биотоки головного мозга. Как по мановению волшебной палочки возрастают усилия всех желез внутренней секреции. Наведем увеличительное стекло на гипофиз. Он выделит в нашу кровь больше гормонов-кортикотропидов, их сил будет достаточно для очень полезного воздействия на белки пептиды. Они взбодрятся. Или помолодеют у тех, кто состарился. И от этого хранимая нами информация сделается значительно пригодней для срочного использования по назначению, вследствие чего поднимется продуктивность нашего мышления. Мы легко и просто, без каких-либо ухищрений (тех же допингов!) поумнеем! И согласимся, что не ради моды наши пращуры сходились обсуждать важные дела под кронами деревьев. Надо думать, у них, умевших говорить исключительно точно, сложилась наставительная пословица: дерево голову бережет. Наверное, не нужно пояснять - от чего. Конечно же, от ошибок. Вообще, без леса не житье, а вытье.

Следующее чудо: жива душа лес чает. Та самая, что представляет собой лес. Фактически - лесу в нас необходим лес вне нашего тела. Ну, как по зову родной крови. Знаем мы что-то о лесной эстетике или нет, от созерцания деревьев наши чувства приходят в движение. Как подмечено в народе, в сосняке хочется веселиться, в березняке - жениться, а в ельнике, всегда с опущенными ветвями и смуром, - удавиться. Нам безотчетно грустно. Но грусть - самое умное чувтво, и резонно ли оберегать себя от него?

В целом от пребывания в лесу по субботам и воскресеньям результаты труда потом, в будни, подскакивают самое меньшее на три процента. С чем не поспорить? В очью чудо совершается. Лес соблюсти - себя обрести. И что надо бы усвоить тем, кто, пытаясь привить любовь к лесу, чуть не в поте лица страется всех нафаршировать знаниями вкупе с теми, кто надется тушить лесные пожары некой силой законов? Чувствами правится человек к лесу, не умом. (Пословица).

Теперь - о чуде нравственного усовершенствования.

В лесном царстве, на берегу озер или рек, обозревая ландшафты, мы непременно забываем о своих сугубо эгоистических запросах. И делаемся сами собой. Добреем.

Лес предоставляет нам для счастья все "за так". Кто же он? По-нашему, просто дерево. А в народной вере - всех превосходящий чудодей, его ипостась - огонь под пеплом, боготье. Короче сказать, бог.

Было ли у него когда-нибудь имя?

Помню: саянская старообрядка-затворница Агафья Лыкова, увидев радугу, воскликнула: "А, радуга!". Не радуга.

Я призадумался. То, что в радуге присутствовала дуга, было очевидно. Одна из моих пытливых мыслей закрутилась вокруг "ра". И что добыла она из моих давних запасов? Раньше Волга (ВЪЛГА - влага) называлась Ра...

Сколько-то времени спустя мне попалось на глаза сообщение о том, что в архангельских говорах "ра" - это влажное место в лесу. И дуга в небе с той поры стала видеться мне - с водой внутри. Совсем иначе я увидел также Ра. Тоже с водой до верхнего края берегов с красивейшими ивами, от которых пошло русское имя Иван, точней - Иван, или жизнь. Как, впрочем, и Ева. Тоже означающая жизнь.

Вскоре мне повезло извлечь из пояснения к древнему повествованию, что на дренерусском языке пирамидальный тополь слыл раиной. А дальше, как само, выискалось слово "раи" - сад. И припомнилось, что русичи, как у собирателя сказок Афанасьева, когда-то принимали облака на небе за деревья, перевернутые вверх корнями, считая, что на нем - верхний желанный для всех рай.

Что вышло у меня в итоге? Лес надо признать за зеркальное отражение жилого пространства наидревнейшего бога солнца Ра, просиявшего со временем не только в Египте.

Где он бесследно исчезает, там возникает не просто плешина, а обниз, по-древнерусски ад.

И как надлежит нам вести себя в раю, наверно, никому подсказывать не надо. Что велят русские пословицы? Не забывать про коэволюцию: про условия для развития на равныз природы и человечества. Пусть всегда будут они у нас на слуху: ищи в лесу прибыли, да не доводи лес до гибели. С корня не руби - валежины подбери. Лес по дереву не тужит, а по молодежнику - сохнет. Не беречь поросли - не видать леса. Лес сплошь рубить - себя оголить. Или - утверждай ноосферу.

* * *

Ни для кого не новость, что мы мыслим словами. И поскольку так, то каким оказывается наше мышление, если в корнях опорных слов для рассказа о лесе - одно, а в наслоениях над корнями (в понятиях наших дней) - совсем, совсем другое? Все люди лесом живут, да это в толк не берут. Чудо за чудом сотворяет лес, но кто верит, что он и есть подлинный наземный бог, осчастливливает нас, ничего не требуя взамен, кроме осознания, кто есть кто. Отношения с нашим неусыпным богом, великолепно осмысленные, а также опоэтизированные гением нашего народа - в учении о лесе всемирно известного профессора Георгия Федоровича Морозова. В нем все предусмотрено, чтобы волки были сыты (потребители древесины) и овцы целы (подрастающие поколения деревьев).

* * *

В корнях подлинно русских слов - рубежи Руси. Если утратим их, то потеряем вслед за раем и Русь, стоящую в одном ряду с родиной, с урожаем, рожью и радостью.

Лев Черепанов,
"Восточно-Сибирская Правда",
суббота, 28 октября 2000 года
№213-214 (23841-23842)
 
Свеженькое
(за 7 суток):

ничего нет...


 
Рейтинг@Mail.ru
Интернет-форумы лесной отрасли для торговли и общения
SpyLOG
 

 
Посетите также IS.WOOD.RU
 
HotLog
 
Copyright © Siberian Web | WOOD.RU